Азбука изобразительного искусства. ГРАВЮРА

Линогравюра Пономарёв Н. В. - Сользавод Соликамск
Линогравюра. Пономарёв Н. В. — Сользавод Соликамск

Гравюра (от фр. graver — вырезать) — вид графики, в котором произведения искусства создаются путем зеркального оттиска изображения на бумаге с печатной формы. Художник-гравёр на станках или вручную вырезает по эскизу рельефный рисунок на камне, деревянной доске, металлической пластине и др. Он впоследствии служит готовой формой для тиражирования изображений. Основная классификация гравюр — по способу получения оттиска (техникам печати):

· Самая древняя техника – ксилография. Она бывает продольной (обрезной) и поперечной (торцовой). Печатные формы для продольной ксилографии делали из досок из мягких пород древесины (вишни, яблони, груши). Основным инструментом для их обработки служили ножи разных типов и размеров. Отличительная особенность композиций — контрастность и визуальное преобладание черного штриха. Для торцовой ксилографии рисунок вырезался особым инструментом — штихелем на доске поперечного распила из твердых пород дерева (самшита, бука). Мастера получили возможность изображать тончайшие линии, плавно варьировать переходы тона штрихами разной глубины.

Поперечная ксилография. В. Фаворский - Портрет Кутузова
Поперечная ксилография. В. Фаворский — Портрет Кутузова

Продольная ксилография - Эдвард Мунк - Пейзаж
Продольная ксилография. Эдвард Мунк — Пейзаж

· Резцовая гравюра на металле. Появилась в середине XV века. Рисунок аккуратно вырезали особыми металлографическими резцами квадратного сечения с ромбовидным срезом. Характерная особенность готовых изображений — господство комбинаций чистых четких линий.

· Офорт. На доске, покрытой специальным кислотоупорным лаком, острой иглой процарапывали рисунок. Затем заготовку травили кислотой, которая разъедала металл в углублениях. Получалась форма для глубокой печати. Игла легко царапала мягкий лак, позволяя создавать сложные рисунки в свободной манере.

Офорт - Рембрандт - Три дерева
Офорт. Рембрандт — Три дерева

· Сухая игла. Схожа с предыдущей техникой, но поверхность не обрабатывали лаком, а просто царапали металл иглой на небольшую глубину. По графической фактуре очень схожа с натуральным рисунком, сделанным карандашом.

· Пунктирная манера. Изображения создавали из множества мелких точек гравировальным молотком на покрытой лаком металлической поверхности. Рисунок проявлялся благодаря умелому сочетанию на пластине углублений разной плотности.

Пунктирная манера - Ф. Бертолоцции - Портрет Лавинии Спенсер
Пунктирная манера. Ф. Бертолоцции — Портрет Лавинии Спенсер

· Мягкий лак. На загрунтованную липким лаком пластину клали лист бумаги. На нем рисовали изображение карандашом. Лак снизу приставал к листу на прорисованных участках. Далее пластину травили кислотой для получения формы. Для этой техники характерен мягкий, зернистый штрих.

· Акватинта. Пластину покрывали тонким слоем канифоли или асфальта и царапали иглой. В процессе травления кислота проникает не только в углубления от иглы, но и в мельчайшие поры между частичками покрытия. Благодаря использованию нескольких последовательных травлений получался эффект тонового рисунка.

· Лавис. Сюжет рисовали кистью, смоченной в кислоте, на медной пластине, покрытой канифолью. Полученную печатную форму использовали для тиражирования оттисков. В процессе печати протравленные кислотой участки заполнялись краской.

· Меццо-тинто. Картинка создавалась посредством выглаживания и соскабливания на зерненой доске светлых частей рисунка. Характеризуется богатством оттенков светотени и глубиной тона.

Меццо тинто - Э.Дейес - Церковь Христа в Оксфорде
Меццо-тинто. Э.Дейес — Церковь Христа в Оксфорде

· Резерваж. На металлической форме художник кистью или пером рисует чернилами с содержанием сахара, а затем покрывает форму кислотоупорным лаком. В процессе травления сахар растворялся, а лак набухал на прорисованных участках. Техника с максимальной достоверностью передает рисунок автора на доске.

· Кьяроскуро. Готовый оттиск создается путем последовательной печати отдельных частей композиции с нескольких досок. Каждая из них отличается от другой оттенком тона и цвета.

В ХХ веке с развитием химической промышленности появились новые материалы для созданий печатных форм. Это привело к созданию линогравюры и производству досок из пластика и оргстекла.

· Линогравюра. В качестве исходного сырья используется гладко отшлифованный лист линолеума. По технике обработке очень схожа с продольной ксилографией. Появилась в ХХ веке, широко используется современными мастерами графики. В Соликамске в технике линогравюры работает Пономарёв Н. В.

Линогравюра Пономарёв Н. В. - Утро Соликамск
Линогравюра. Пономарёв Н. В. — Утро Соликамск

Автор статьи — руководитель Художественной студии "Аля прима" МАУК "ДК"Прикамье" — Ольга Владимировна Заболотных

Добавить комментарий