Наскальные рисунки первобытных людей
Линия — базовый элемент любого рисунка. Линия – это след протяжённого движения руки рисующего, использующего для её изображения какой-либо рисовальный материал. Линия – древнейшее средство изображения известное с первобытных времён. Однако линия далеко не так проста, как кажется, и таит в себе богатые выразительные средства.
Пабло Пикассо
Анри Матисс
Линия сама по себе может рассказать внимательному зрителю о многом. О характере, настроении, состоянии человека, который ее нарисовал. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, художник может передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции.
Валентин Серов
Альбрехт Дюрер
Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Характерной чертой языка линейной графики является чистота и точность изображения, что делает ее самой распространенной техникой в проектной работе. Для чертежей применяют жесткую линию, а для рисунка и набросков — легкую, живописную, певучую. Короткая линия – это уже штрих. Разнообразны по характеру линий и штрихов рисунки Ван Гога. Но штрих принято выделять как самостоятельное выразительное средство графики.
Ван Гог
Любое художественно-графическое исполнение требует разнообразия линейного языка и использования других выразительных средств. В активном выборе выразительных средств линейной графики и в умелом владении ее техникой наглядно отражается художественный темперамент автора. Рассмотрите рисунки разных художников, и вы это почувствуете.
Автор статьи — руководитель Художественной студии "Аля прима" МАУК "ДК"Прикамье" — Ольга Владимировна Заболотных