И.И. Левитан — Осень. Туман.
Все предметы вокруг нас, мы сами находимся в воздушном пространстве как в некой прозрачной среде. Толщина воздушного слоя между объектами не всегда полностью прозрачна, ведь в неё попадают частицы пыли, увеличивается его влажность и др. Также имеет значение время суток, года, погодное состояние дня и так далее. Воздух в какой-то степени меняет внешние характеристики предметов, находящихся на расстоянии от наблюдателя. Воздушная перспектива применяется как в живописи, так и в графике. Воздушная перспектива – это изменение цвета, очертаний и степени освещённости различных предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, вследствие увеличения воздушной прослойки между наблюдателем и предметом. Всё это изменяет цвет и тон уходящих в глубину пространства предметов по сравнению с предметами переднего плана. Элементы дальнего плана выглядят более обобщёнными, более плоскими. Существуют законы воздушной перспективы, которые помогают художнику передавать пространство в своих работах:
Английская акварель XIX в.
· все элементы переднего плана прорисовываются более подробно, по сравнению с дальними объектами; чтобы изобразить пространство, контуры и детали объектов первого плана изображаем чётко, резко, а то, что удалено — мягко, условно, размыто;
· на большой глубине от зрителя тёмные предметы кажутся светлее, а светлые, наоборот, темнее. Поэтому для передачи пространства в работе тёмные предметы немного высветляем, а светлые – немного затемняем. Таким образом, смягчаются контрасты, все элементы как бы сближаются по тону;
И.И.Шишкин — Дождь в дубовом лесу
· все элементы действительности, расположенные на первом плане, максимально объёмные, а градации светотени на них хорошо видны, по мере удаления от зрителя светотень менее ярко выражена, а предметы становятся более плоскими, по сравнению с объектами первого плана. Поэтому, для изображения пространства в картине, ближайшие объекты рисуем объёмно, а дальние – плоско;
· по мере удаления от зрителя в глубину, объекты погружаются в воздушную цветовую среду (как в дымку или туман) и цвет удалённых предметов насыщается цветом воздушной среды (голубоватый, серый, светлый и т.д.) Для изображения плановости в рисунке или картине передние объекты рисуем яркими, насыщенными, а удалённые — ненасыщенными, бледными;
Рембрандт Харменс ван Рейн — Три хижины у дороги
· предметы, приближенные к зрителю, выглядят многоцветными (цветными), а те, что в глубине или удалены — одноцветными. Чтобы добиться глубины пространства, элементы переднего плана рисуем разнообразными по цвету красками, а удалённые — монохромно, в сдержанной, сближенной по цвету гамме. Знание законов воздушной перспективы помогает грамотно передать художнику пространство в своих работах. Убедитесь в этом, рассматривая репродукции работ художников.
А.И.Куинджи — Днепр утром
Автор статьи — руководитель Художественной студии "Аля прима" МАУК "ДК"Прикамье" — Ольга Владимировна Заболотных