Клод Моне. В лесу Живерни. Холст, масло 1887г.
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — работа художника на природе, которая служит основой постижения натуры в её естественном освещении. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Хотя, вообще говоря, на пленэре может использоваться любая техника, живопись на пленэре имеет ряд особенностей, присущих именно пленэру и связанных с ограниченным временем выполнения работы.
Д. Констебль. Водяная мельница. Акварель
Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает.
Пленэр пользовался большой популярностью у французских импрессионистов. Именно тогда пленер как термин получает широкое употребление. Импрессионизм, вообще, является ярким примером работы художника на пленэре. Такие художники как К. Коро, Ж.-Ф. Милле, К. Писсарро, П.-О. Ренуар, Клод Моне, А. Сислей и др. внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. Клод Моне писал о своем творчестве:
К. Писсарро. Деревушка близ Понтуаза. Холст, масло 1872г.
«Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений».
Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами. Для удобства переноски мольберта художники стали изобретать более удобные и компактные способы, так появились первые этюдники для занятий живописью.
В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленэрной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
К. Коровин. В саду. Гурзуф. Холст, масло 1914г.
В современное время обучение пленэру часто становится одним из основополагающих элементов в обучении живописи в различных художественно — образовательных учреждениях и является частью живописи с натуры. На пленэре художники работают не только красками, но и выполняют зарисовки и наброски различными графическими материалами.
Учебная пленэрная графическая зарисовка
Учебный пленэрный этюд. Акварель
Автор статьи — руководитель Художественной студии "Аля прима" МАУК "ДК"Прикамье" — Ольга Владимировна Заболотных