Азбука изобразительного искусства. СИЛУЭТ

Н. Я. Симонович-Ефимова Портрет Д. П. Эттингера. 1930г
Н.Я.Симонович-Ефимова — Портрет Д.П.Эттингера. 1930г.

Силуэт (от фр. silhouette) —это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности. В таком изображении внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

Силуэт доминирует в первобытном искусстве, в произведениях Месопотамии и Древнего Египта, древнеамериканском искусстве. Силуэтными являются чернофигурный и краснофигурный стили древнегреческой вазописи. В Древнем Китае и Японии культивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театр теней. Особое распространение эта техника имела во Франции в эпоху рококо, с её страстью к декоративности и капризным узорам. История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века. Французский художник Ф. Г. Сидо — один из первых силуэтистов в России. Он известен по созданной галерее портретов придворных Екатерины II. Он создал двести двадцать семь силуэтных портретов, вырезанных из черной бумаги, с награвированным обрамлением. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль.

Экслибрис
Экслибрис

Ф. Сидо Портрет императрицы Екатерины II
Ф. Сидо — Портрет императрицы Екатерины II

 

Новым словом в развитии искусства силуэта в России стали портреты, выполненные в первой половине XIX века графом Ф. П. Толстым. Силуэтные портреты имели значение небольшой, интимной вещи, напоминавшей о близких родственниках, приятелях, любимых. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени. Силуэт Серебряного века (конца XIX века — первой половины XX века) неразрывно связан с творчеством Е. С. Кругликовой, Н. Я. Симонович-Ефимовой  и иллюстрациями Е. Бём. Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. В технике ксилографии (гравюры на дереве) выразительные возможности силуэта использовала А. П. Остроумова-Лебедева. Использовалась техника силуэта и при создании книжных знаков — экслибрисов. Силуэтные изображения можно вырезать из белой бумаги и создавать выразительные композиции на различные темы. Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике.

Ф. Толстой Кадеты на маневрах
Ф.Толстой — Кадеты на маневрах

Е. Кругликова Групповой портрет художников в залах выставки
Е. Кругликова — Групповой портрет художников в залах выставки

Гай Коэн Силуэт в фотографии
Гай Коэн. Силуэт в фотографии

Силуэты из бумаги. Оформление окон ДМШ №2 г. Соликамска
Силуэты из бумаги. Оформление окон ДМШ №2 г. Соликамска

 

Автор статьи — руководитель Художественной студии "Аля прима" МАУК "ДК"Прикамье" — Ольга Владимировна Заболотных

Добавить комментарий