Сцена – сердце Дворца Культуры

Сцена

Сцена – главное. УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ Часть 1.

На любой концертной площадке начиная от Большого театра заканчивая сельским домом культуры — сцена это ключ к его существованию. Именно здесь происходит все то, ради чего приходят зрители, играют актеры, трудится весь коллектив – спектакли, концерты, фестивали, конкурсы и многое другое.

Для осуществления любого события нужны определенные условия, определенное пространство, в котором будут действовать актеры и располагаться зрители. В каждом театре— в специально построенном здании, на площади, где выступают передвижные труппы, в цирке, на эстраде — всюду заложены пространства зрительного зала и сцены. От того, как соотносятся эти два пространства, каким образом определена их форма и прочее, зависит характер взаимосвязи между актером и зрителем, условия восприятия спектакля. Зрительское и сценическое пространства в совокупности составляют театральное пространство.

В основе любой формы театрального пространства лежит два принципа расположения актеров и зрителей по отношению друг к другу: осевой и центровой. В осевом решении театра сценическая площадка располагается перед зрителями фронтально и они находятся как бы на одной оси с исполнителями. В центровом или, как еще называют, лучевом — места для зрителей окружают сцену с трех или четырех сторон. Во Дворце культуры «Прикамье» используется осевой принцип.

Основополагающим для всех видов сцен является и способ сочетания обоих пространств. Здесь также могут быть только два решения: либо четкое разделение объема сцены и зрительного зала, либо частичное или полное их слияние в едином, неразделенном пространстве. Иначе говоря, в одном варианте зрительный зал и сцена помещаются как бы в различных помещениях, соприкасающихся друг с другом, в другом — и зал, и сцена располагаются в едином пространственном объеме.

Базисной сценой современного театра является сцена-коробка и сцена ДК «Прикамье» не стала исключением. Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной. Сообщение между сценой и залом осуществляется посредством отверстия в передней стене сцены. Образующаяся при этом архитектурная арка носит название портала сцены (от лат. porta — ворота, вход), а пространство, заключённое внутри арки, называется зеркалом сцены.

По горизонтальному сечению сценическая площадка состоит из трёх частей: авансцены, сцены и арьерсцены — соответственно, передней, основной и задней частей сцены. Помимо этого, сцена делится на игровую часть — лежащую в пределах видимости из зала, и боковые закулисные пространства.

Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм, планшет и колосники.

Трюм — это помещение, находящееся под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. В трюме находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок (если они имеются) и прочее оборудование. Нижняя сцена используется для устройства люков-спусков со сцены и для осуществления различных эффектов. Площадь трюма обычно равна площади основной сцены.

Планшетом — называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления. Колосники — решетчатый потолок сцены. На колосниках размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. На уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее передняя часть — авансцена, сзади — помещение арьерсцены, а с боков — так называемые карманы.

Авансцена — это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. В современных театрах авансцена зачастую включается в объем сценической коробки и снабжается всем необходимым набором механического оборудования для перемены декораций. На нашей сцене дополнительного оборудования на авансцене нет, за исключением софитного. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей. Она может обыгрываться как отдельно от главной сцены, так и в сочетании с нею. Зрители, которые часто бывают у нас на спектаклях, могут заметить, что Новогодние театрализованные представления ДК мы начинаем со сцен именно перед закрытым занавесом.

Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия — линия, по которой проходит антрактовый занавес.

Вся площадь сцены разбивается на условные участки, идущие параллельно рампе (рампа — длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену). Эти участки называются планами сцены. Отсчет планов начинается с красной линии. Сначала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. Прежде границей, отделяющей один план от другого, служили кулисы и падуги, висящие на постоянных местах.

Кулисы представляют собой мягкую или жесткую декорацию, подвешенную по сторонам сцены и закрывающую ее боковые части.

Падуги — это, в сущности, те же кулисы, но подвешенные горизонтально поперек сцены. Они служат для маскировки софитов— приборов, освещающих сцену сверху, — и всего верхнего хозяйства. Кулисы и падуги составляют ряд арок, подвешенных параллельно рампе.

устройство сцены

Устройство сцены: 1 — зрительный зал, 2 — оркестровая яма, 3 — авансцена, 4 — антрактовый занавес, 5 — софиты, 6 — декорации, 7 — панорама, 8 — задник; 9 — планшет сцены; 10 — арьерсцена; 11 — трюм; 12 — суперзанавес; 13 — колосники; 14 — падуги.

Вот так устроена сцена ДК «Прикамье». Мы подробно расскажем вам об оборудовании, с которым работаем при подготовке к мероприятиям в следующей статье.

Добавить комментарий