Азбука изобразительного искусства. РИТМ

Ритм в архитектуре. Культурный центр в Испании
Ритм в архитектуре. Культурный центр в Испании

Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой. Слово ритм (греческое rhytmos — движение, такт), происходит от rhein — течь. Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному объекту. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире. В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм усиливает выразительность художественного образа, будучи плавным, круговым или динамичным, построенным на диагоналях, спокойным или тревожным и т. д.

Ритм в монументальной живописи. Ф. Ходлер Выступление Йенских студентов. Фреска. 1903г
Ритм в монументальной живописи. Ф. Ходлер Выступление Йенских студентов. Фреска. 1903г.

Ритм в скульптуре. М. Альфано
Ритм в скульптуре. М. Альфано

В живописи ритм играет огромную роль. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно действует на него, настраивая на нужный лад. Ритм может быть передан любым из основных элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. Ритм может строиться на контрастах объемов.

Ритм в живописи. К. Брюллов Последний день Помпеи 1830-1833гг
Ритм в живописи. К. Брюллов Последний день Помпеи 1830-1833гг..

Рассмотрим в качестве примера ритма в живописи известную картину К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».  В картине при помощи пересекающихся ритмических линий создаётся впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и динамизм всему действию.

Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали.

Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Жостовский поднос
Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Жостовский поднос

Ритм является важным средством создания композиции художественного произведения и важен для формирования образа.

 

Автор статьи — руководитель Художественной студии "Аля прима" МАУК "ДК"Прикамье" — Ольга Владимировна Заболотных

Добавить комментарий