Клод Моне. Восходящее солнце. Впечатление. 1872г.
Импрессионизм (фр. яз. impression — «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Но первые картины публика не приняла. Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка впечатленцев», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Эта картина была экспонирована на первой выставке «независимых» в Париже 1874 года. Вначале этот термин имел пренебрежительный, даже издевательский, характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим как бы в «небрежной» манере. Сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному авангардному искусству, но для своего времени идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.
Клод Моне. Шторм. Побережье Бель-Иль.
Суть творческого метода импрессионистов — в отражении изменчивости окружающего мира. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения реальности и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента. Глядя на картины импрессионистов, может показаться, что они написаны торопливыми мазками, будто художник старался как можно быстрее перелить на холст переполнявшие его эмоции.
Пётр Кончаловский. Архангельск. Корабли в порту. 1903г.
Выделим основные отличительные черты импрессионизма:
· конкретность места и времени действия, на картинах запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения;
· акцент на главное, зритель словно бросает вместе с художником взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачивается на деталях;
· сиюминутность, возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится;
· жизненность, будничность сюжетов, так как художники-импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических,
мифологических, религиозных — главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни;
· стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились краски в тюбиках, что дало возможность работать на природе или на улицах города.
И.Грабарь. Иней. 1905г.
С технической стороны в картинах импрессионистов можно выделить следующие особенности:
— отказ от чётких контуров;
— отказ от детализации и прорисовки;
— отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, что характерно для классической школы;
— использование этюдных мазков — энергичных, крупных;
— раздельное наложение мазков;
— отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники.
К. Коровин. Пристань в Крыму. 1913г.
Назовём некоторые известные имена художников-импрессионистов: Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль, Гюстав Кайботт, Берта Моризо и др.
Необычная техника исполнения и смещение акцента с демонстрации конкретных объектов или сюжетов на показ изменчивости мира привлекли многих русских художников: Константин Коровин, Игорь Грабарь, Валентин Серов, Пётр Кончаловский и др. К. Коровин писал, что стремится передать «трепет и шум листьев», «ноты-звуки природы, света, солнца». Позднее, в XX веке, импрессионизм воспринимался художниками как необходимая ступень обучения.
Клод Моне. Две девушки в лодке.1887 г.
Автор статьи — руководитель Художественной студии "Аля прима" МАУК "ДК"Прикамье" — Ольга Владимировна Заболотных