Азбука изобразительного искусства. КОНТРАСТ

Рембрандт. Философ в раздумье. Контраст светлого и тёмного
Рембрандт. Философ в раздумье. Контраст светлого и тёмного

Контраст — это художественный приём в изобразительном искусстве, основывающийся на противопоставлении, разнице, противоположности отдельных частей и характеристик изображения для усиления выразительности произведения в целом. Контрасты в изобразительном искусстве задаются по величине (размеру), цвету, движению, фактуре, силуэту, характеру и т.д.

Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» обратил внимание на то, как следует сочетать контрасты: «рядом с высоким ставить низкого, с толстым — худого, с одетым в бархат с тяжелыми и мягкими складками — фигура в шелку, дающем мелкие и острые складки».

Рассмотрим в качестве примера образного применения контраста картину художника Пабло Пикассо "Девочка на шаре». Крупно, почти во весь холст изображены двое — юная гимнастка репетирует свой цирковой номер, мощный атлет, отдыхая, присел рядом. Казалось бы, простой сюжет из жизни бродячих артистов, но мы чувствуем внутреннее напряжение и драматизм изображённой ситуации. Это достигается тем, что в основу композиции картины положен пластический мотив сопоставления контрастов. Стоящие на земле шар и массивный куб — это обычный цирковой реквизит и в то же время — это вечные символы противоположностей — движения и неподвижности. Девочка, репетируя, грациозно покачнулась, удерживая зыбкое равновесие. Мужчина замер, словно монолит, слившись со своим постаментом. Пластичные, плавные линии обращенной к нам гибкой фигурки выразительно контрастируют с угловатым профилем мужчины, с его развернутыми плечами. Красный цветок в черных волосах девочки — яркий цветовой контраст среди мягких голубоватых и розовых красок. Сила и мужественность атлета подчеркивают трогательную хрупкость девочки-подростка.

 

Ван Гог. Виноградники в Арле.Контраст по цвету
Ван Гог. Виноградники в Арле. Контраст по цвету

В изобразительном искусстве выделяют основные виды контрастов: одновременный и последовательный.

1. Одновременный контраст — выявляет разницу цвета, светлоты, форм, масс и т.д. элементов изображения в пространстве единовременно.

Одновременный контраст бывает:

1) светлотный контраст (разница только по светлоте);

2) цветовой контраст (разница по цветовому тону, светлоте и насыщенности);

3) краевой контраст (явление, возникающее на границе двух областей, при этом на самой границе разница характеристик усиливается);

4) фоновый контраст (различие предмета и фона).

 

2. Последовательный контраст (временной) — изменяет восприятие одного цвета под воздействием другого; представляет собой остаточное, последовательное изображение — оптическую иллюзию, видимую после того, когда исчезает первоначальное, реальное изображение противоположного по цветовому кругу оттенка.

 

Анри Матисс. Красные рыбки. Контраст дополнительных цветов и по насыщенности
Анри Матисс. Красные рыбки. Контраст дополнительных цветов и по насыщенности

И. Иттен в книке «Искусство цвета» выделяет 7 типов цветовых контрастов:

1. Контраст по цвету — разница цветов спектра в их предельной насыщенности. Такой контраст создаёт ощущение пестроты, решительности, силы.

2. Контраст светлого и тёмного — разница в светлоте ахроматических цветов (чёрный, белый и оттенки серого), а также в светлоте и темноте чистых цветов друг по отношению к другу.

3. Контраст холодного и тёплого — разница в температуре цвета и его оттенков, основанная на визуальном отличии. Разница в холодных и тёплых цветах хорошо представляется на полярных характеристиках: теневой-солнечный, прозрачный-непрозрачный; успокаивающий-возбуждающий; жидкий-густой; воздушный-земной; далёкий-близкий; лёгкий-тяжёлый; влажный-сухой, т.е. включает в себя часть несобственных свойств цвета.

4. Контраст дополнительных цветов — разница в оттенках чистого цвета, находящихся друг напротив друга в цветовом круге (зелёный — красный, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый и др.). В живописи, основывающейся на контрасте дополнительных цветов, также используют и их смеси в разной пропорции (серые оттенки) для тонального выравнивания общего колористического решения.

5. Симультанный контраст — явление, при котором при восприятии одного цвета, человеческий глаз требует одновременного появления его дополнительного цвета, а если таковой отсутствует, то глаз человека находит его в соседних нейтральных цветах (порождает его сам).

6. Контраст по насыщенности — разница в насыщенности оттенков цвета.

7. Контраст по площади цветовых пятен — разница в соотношении между цветовыми пятнами. Размер цветового пятна имеет значение.

 

Пабло Пикассо девочка на шаре. 1905г
Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905г

Художник Е. Кибрик писал: «Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит главным образом от умения пользоваться контрастами… Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их соотношения, тем ярче впечатление от предмета…». Помните о мощных выразительных свойствах контраста при выполнении своих творческих работ. При рассматривании картин художников обращайте внимание на то, какие контрасты они применяют в композиции для создания художественного образа.

Автор статьи — руководитель Художественной студии "Аля прима" МАУК "ДК"Прикамье" — Ольга Владимировна Заболотных

Добавить комментарий