Сегодня мы продолжим рассказ о том, как устроена наша сцена в ДК «Прикамье». В прошлой статье мы обозначили, что тип нашей сцены – коробка. Где располагается красная линия, что сцена по вертикальному сечению делится на три части: трюм, планшет, колосники, а по горизонтали распадается на авансцену, сцену и арьерсцену.
В этой статье речь пойдет о том, какое вспомогательное оборудование сцены используем мы при подготовке к культурным и развлекательным событиям.
Театральная сцена — это сложнейший узел взаимосвязанных и зачастую взаимоисключающих элементов, согласовать которые нелегко.
К вспомогательному оборудованию сцены относятся: галереи, переходные мостики, портальные кулисы и башни, колосники.
Галереи — это своеобразные балконы, идущие по боковым и задней стенам сцены. Назначение и функции галерей зависят от мест их расположения. Первая, самая низкая галерея устанавливается на высоте 1—1,5 м от верхнего обреза портала. Эта галерея называется осветительской, так как на ее переднем поручне обычно монтируют прожектора, освещающие сцену верхнебоковым светом. Самая верхняя галерея находится ниже колосников на 2—2,5 м. Остальные делят расстояние между первой и последней на равные части. Это рабочие галереи. Та, с которой производится управление декорационными подъемами, называется основной рабочей галереей. А галереи, на которых установлены электроприводы подъемов и лебедки для разных сценических нужд, принято называть машинными.
Задние галереи служат продолжением боковых и используются для перехода с одной стороны сцены на другую, а также для установки радиоакустической аппаратуры, контражурного освещения и разных вспомогательных работ.
Колосники выполняются из деревянных брусков примерным сечением 6х6 см. Бруски прикрепляются винтами к балкам перекрытия сцены перпендикулярно порталу и на расстоянии не более 5 см друг от друга.
Колосниковая решетка необходима для штанкетных подъемов, тросы которых проходят сквозь нее. Кроме этого, решетчатое покрытие позволяет устанавливать в любой точке временные блоки индивидуальных подъемов как на ручном, так и на механическом приводе.
Штанкетные, индивидуальные и софитные подъемы составляют верхнюю механизацию и принадлежат к главным видам механического оборудования сцены. Сегодня невозможно представить себе профессиональную сцену без подвески объемных и плоских декораций, верхнего освещения. С помощью верхового оборудования и, главным образом, декорационных подъемов осуществляется не только моментальная смена декораций, но во многом облегчается решение разнообразных монтировочных задач, монтаж отдельных конструкций при сборке.
Штанкетные декорационные подъемы предназначены для спуска и подъема различных элементов декорационного оформления и подвески одежды сцены — кулис, падуг, занавесов. Принцип их действия основан на уравновешивании веса декораций системой противовесов или, иначе, контргрузов. В самом простейшем виде подъем можно представить как канат, переброшенный через блок. К одному концу каната прикрепляется полезный груз, к другому — равный ему по тяжести противовес. Если потянуть внешнюю ветвь каната вниз, противовес начнет подниматься, а штанкет опускаться вниз. И наоборот, при спуске противовеса штанкет поднимается вверх. Максимальная грузоподъемность декорационных штанкетных подъемов с ручным приводом равна 300 кг. При механическом приводе грузоподъемность штанкетов достигает 500 кг. Максимальная скорость движения декорационных подъемов, вне зависимости от привода, допускается в пределах от 0,75 до 1,25 м/сек.
В целях безопасности шахты штанкетных подъемов зашиваются прочной металлической сеткой от трюма до уровня рабочей галереи. Управление подъемами разрешается только с рабочих галерей. Там же и производятся все операции, связанные с уравновешиванием системы. Процесс подвески декораций к подъему и его уравновешивание протекает в следующей последовательности.
Свободный штанкет опускают до тех пор, пока противовес не поравняется с рабочей галереей. Установив противовес в наиболее удобное положение по высоте, тяговый канат прочно закрепляют к поручню галереи. Для этого применяются специальные металлические закрепы или короткие отрезки веревки, заделанные в поручень галереи. Эти концы называются шлагами. После этого на противовес укладывается первая порция груза, вес которого могут вытянуть вручную один или двое людей. Перегруженный штанкет раскрепляется и опускается до планшета сцены. К опущенному штанкету подвешивается декорация. Раскрепив веревку привода, штанкет снова поднимают до тех пор, пока противовес не займет свое положение, подойдя к рабочей галерее. Еще раз закрепив тяговый канат, производят окончательную загрузку противовеса. При особо тяжелых декорациях догрузка противовеса может осуществляться с верхней галереи.
Наше штанкетное оборудование работает исключительно ручным проводом и теперь, когда вы будете смотреть на оформление нашей сцены из зала и видеть декорации и драпировки, которые подвешены на штанкете, знайте, что все это сделано нашими руками и только для вас! А если вы стали гостями нашего ЛАМПОВОГО вечера, то у вас есть уникальная возможность, подняв голову, увидеть все наше оборудование сцены.
А как происходит волшебство подготовки сцены к событиям, смотрите в таймлапс видео с БЛАГпроекта ИСТОРИИ